Платформа клиентских данных позволяет собирать, нормализовать и строить представления (и анализ) на собственных данных — 1st party data. Это данные c собственных сайтов, из CRM-систем, баз и справочников лояльности, служб email-маркетинга, мобильных приложений, социальных каналов, профилей e-commerce, транзакционных баз данных и файлов 1st party cookie. Собрав все эти данные, CDP объединяет источники для создания единого профиля клиента. Когда сторонние файлы cookie исчезнут, эти динамические пользовательские профили приобретут статус «золота» в сфере клиентских данных.
Но маркетологам придется учиться пользоваться CDP и инвестировать в эту технологию с широко открытыми глазами — с осторожностью и пониманием, что и зачем делается. Вот некоторые вопросы и темы для размышления для тех, кто рассматривает возможность использования CDP:
- Если речь идет о сегменте крупных корпоративных заказчиков, то нужно убедиться, что все заинтересованные стороны в организации понимают и принимают экономическое обоснование CDP. Проще говоря, решения необходимо формализовать и задокументировать. Поскольку CPD сама по себе не является маркетинговым инструментом (платформа используется для data driven управления маркетингом, но прямо не управляет активностями), рекламодателям предстоит сформировать кросс-функциональные группы. Маркетологи, технические специалисты и финансисты — такая команда сможет сформулировать бизнес-кейсы, экономическое обоснование и предположения о рентабельности инвестиций (ROI), прежде чем компания войдет в проект.
- Возможно, придется по-новому взглянуть на структуру маркетинговых команд и на операционные модели, чтобы увидеть, как организация сможет наилучшим образом заставить CDP работать. Сила CDP заключается в данных, которые она принимает и интегрирует — обо всех потенциальных и действующих клиентах. А такие данные могут храниться в самых разных системах и источниках. Поэтому имеет смысл проконсультироваться с рядом экспертов по данным — в ИТ, в службе продаж, в маркетинге и даже в рекламных/коммуникационных агентствах, если бренд сотрудничает с таковыми. Этих экспертов коллективно можно было условно называть «командой маркетинговых технологий».
- В-третьих, нужно убедиться в наличии необходимой экспертизы по прочим собственным платформам. Одно дело работать в «отдельно стоящей» CRM, другое — обеспечить интеграцию данных с CDP. На волне интереса к DMP, о которой мы говорили, многим не удалось обеспечить приемлемый уровень ROI именно из-за недостатка экспертизы не только в предметной области, но и в смежных сферах. В результате компетенции по применению DMP-платформ могли находиться у партнеров, консультантов, агентств или вендоров — но не у внутренних специалистов компании. Чтобы извлечь максимальную выгоду из инвестиций в CDP, маркетологам нужно задействовать собственных экспертов — профессионалов, которые могут работать в синергии со специализированными сторонними партнерами.
- В-четвертых, есть смысл начинать с пилотных программ, чтобы убедиться в готовности к более масштабному применению CDP. Здесь критически важным будет партнерство внутренних ИТ и маркетинговых команд с поставщиками CDP и, возможно, с агентствами, работающими на стороне заказчика.