Модель атрибуции — это правило, по которому распределяется ценность между каналами и источниками трафика в цепочке касаний пользователя с продуктом перед совершением конверсии.
Рассмотрим, как это работает, на примере. Процесс знакомства покупателя с товаром может быть долгим, а путь к принятию решения о покупке — длинным. За это время пользователь, как правило, успевает сделать несколько касаний с брендом: увидел таргетированную рекламу в Инстаграме*, перешёл на сайт, оформил подписку на рассылку, затем ещё несколько раз увидел рекламу этого товара в разных социальных сетях, а покупку совершил после увиденной интеграции с известным блогером. По данным исследования Google, перед покупкой клиент может совершить от 20 до 500 взаимодействий с брендом.
Модель атрибуции помогает оценить значимость каждого из этапов на пути клиента от знакомства с товаром до его приобретения. Другими словами, модели атрибуции — это способ оценки эффективности разных маркетинговых каналов.
Модель атрибуции помогает определить, какая реклама приводит к продажам, а какая нет, и отказаться от неэффективных каналов продвижения и рекламных кампаний, а заодно сэкономить бюджет.
Зачем нужны модели атрибуции
Давайте разберемся, как и каким каналам по умолчанию присваиваются конверсии в популярных системах веб-аналитики. По умолчанию в Яндекс Метрике и Google Analytics используется атрибуция по последнему клику. Сложность в том, что, например, таргетированная реклама и переход со страницы бренда в Instagram* на сайт может не привести сразу к конверсии, однако не стоит спешить отказаться от этого маркетингового канала. Возможно, таргет “познакомил” пользователей с брендом или товаром, то есть является первой и очень важной ступенькой в пути конверсии. Выяснить, так это или не так, можно отследив и проанализировав всю цепочку взаимодействий пользователей с сайтом. Именно это помогут сделать различные модели атрибуции.
Грамотно подобранная модель атрибуции поможет эффективно распределить рекламный бюджет между разными маркетинговыми каналами, отказаться от неэффективных рекламных площадок и собрать рабочую цепочку взаимодействий с пользователем.
Как выбрать модель атрибуции
Какие бывают модели атрибуции
Всего существует около 10 моделей атрибуции. Каждая из них по-своему хороша в разных ситуациях и строгого рецепта, какую модель выбрать, нет. Чтобы понять, какая из них нужна именно вам, можно опираться на общие рекомендации и личный опыт, а это значит, что предстоит тестировать разные варианты.
Модели атрибуции по одному каналу
First Click атрибуция
Last Click атрибуция
Модель атрибуции Last Non-Direct Click
Модель атрибуции Post-Click конверсия
Модель атрибуции Post-View конверсия
Многоканальные модели атрибуции
Модели атрибуции по одному действию просты в использовании, однако оставляют много пробелов в аналитике. Многоканальная атрибуция учитывает каждую точку касания и анализирует весь путь пользователя.
Линейная модель атрибуции
U-Shape атрибуция
Модель Time Decay — атрибуция по давности взаимодействия
Модель Data-driven — атрибуция на основе данных
Вся сила Data-driven атрибуции вместе с AnData
Подводим итоги